Тамгалы

Тамгалы

В сентябре 1957 г. петроглифы ущелья Тамгалы (Таңбалы) были открыты Семиреченским отрядом Южно-Казахстанской экспедиции Академии Наук Казахской ССР под руководством Анны Георгиевны Максимовой. В дальнейшем изучением памятников Тамгалы занимались А. Г. Медоев, А. Н. Марьяшев, А. Е. Рогожинский и другие исследователи. Постановлением Правительства РК от 14 октября 2003 года создан Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей «Тамгалы», полномочный в охране и презентации памятника. 30 июня 2004 года «Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы» были включены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Урочище Тамгалы широко известно уникальными петроглифами, наиболее ценные из которых сосредоточены в небольшом живописном каньоне, в устье ущелья. Здесь выделяются пять основных скальных массивов (группы I-V) с петроглифами разных исторических эпох, а также других памятников, датирующихся от бронзового века до новейшего времени. Ежегодно Тамгалы посещает большое количество туристов из разных городов Казахстана и Кыргызстана, других стран СНГ и «дальнего зарубежья». Однако пространство, предназначенное для осмотра (в соотношении с имеющимися ресурсами общей площадью 3 800 га), совсем невелико. Гостей проводят только по пяти группам петроглифов и показывают несколько захоронений эпохи бронзы. Между тем масштабы тамгалинской экскурсии можно многократно увеличить.

Известно, что Тамгалы – это комплекс археологических памятников, представляющих огромный научный интерес, которые наиболее полно, по сравнению с другими памятниками Семиречья характеризуют развитие духовной и материальной культуры населения региона в широком хронологическом диапазоне, – более трех тысячелетий. Признано, своего рода «яркие вспышки», характеризовавшие прогресс в различных сферах истории человечества происходили на стыке научных дисциплин или в прошлом, при контактах обществ с различными культурами. Петроглифы Тамгалы, основная часть которых была оставлена на скалах ущелья в бронзовом веке, знаменуют собой подобную впышку изобразительной культуры, отразившей перемены в религиозно-мифологической сфере местного населения. Несмотря на то, что еще не понятна природа этих культурных взаимодействий, можно уверенно говорить о том, что в то время территория Чу-Илийских гор служила кратчайшим путем из Центрального Казахстана в Чуйскую долину, откуда открывались дороги в страны потреблявшие медь и бронзу из этого горнодобывающего региона. Этот путь был особенно оживленным в эпоху средней бронзы, но и позже природные условия невысоких Чу-Илийских гор, выгодно отличавшиеся от полупустынной равнины, прилегающей с севера к Тянь-Шаню привлекали кочевников раннего железного века и средневековья. Однако наскальное искусство Тамгалы имеет, безусловно, местные корни, что прослеживается в развитии местной традиции, в которой, тамгалинская – важный и яркий, но все же лишь один из этапов развития наскального искусства. Считается, что традиция (культового) наскального искусства особое развитие получала в обществах, не имевших письменности. На наш взгляд, ее развитие прекращается (резко замедляется) в обществах, приобретавших жесткое государственное устройство, с приданием религии официального статуса, с постройкой храмов, по архитектурным канонам, оформленных религиозной живописью. Особенно процесс усилился с принятием населением монотеистических религий.

 

54321
(1 vote. Average 5 of 5)